Итоговый отчет

Опубликовано admin - вт, 01/30/2018 - 18:20

Цель данного Проекта заключалась в том, чтобы показать зависимость образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от товарно­-денежных отношений, несмотря на сохраняющиеся значение традиционного природопользования, а также исследовать конкретные формы этой зависимости. Данная цель была достигнута на основании полевых и архивных исследований в Республике Саха, Республике Алтай и Алтайском крае, Республике Туве, Иркутской области и на о. Сахалин. В результате была создана ГИС-­карта и мультимедийная база данных Проекта. Эта база соединяет количественные и качественные данные; она позволяет поставить важные вопросы об их сочетании в этнографическом исследовании и является серьезным этнографическим архивом, который можно будет использовать, пополняя новыми материалами дальнейших исследований.

В результате проведенного Проекта показано, во-­первых, что зависимость от денежных форм обмена проявляется в краткосрочных и долгосрочных долговых отношениях, в которые вовлечено все население. Такие отношения создают специфическую картину, в которой глубина зависимости не видна в небольших городах или поселках, поскольку, сами сделки совершаются в долг, а не в обмен на живые деньги, а также потому, что главный обмен происходит за пределами рынков или магазинов (в качестве примера можно привести обмен скотом в Туве или оленями на севере Республики Саха). Сегодня, также как и в исторической перспективе, в начале 1920-­х годов и начале 1990-­х гг., эта зависимость приводит к наиболее тяжелым последствиям в период кризиса.

Во­-вторых, проект показал: в сравнении с советским временем как эпохой дефицита товаров, сегодня очевиден дефицит денежной массы при сохраняющейся практике товарного, но не денежного распределения среди местного населения, а также при существовании натуральных эквивалентов этого обмена. Также, проект показал, что огромную роль в рыночных отношениях в регионах Севера играют государственные субсидии как источники денежной массы.

В-третьих, на основании конкретных этнографических данных показано, что рынка «как такового» (в абстрактном понимании западных представлений о рынке) в исследуемых регионах не существует вне его конкретных локальных культурных форм. Этот результат соответствует основному посылу современной экономической антропологии, что рынок всегда и везде социально и культурно «укоренен».

Важно отметить: результатом Проекта является демонстрация (при помощи собранных данных) того, в чем же именно укоренен рынок в конкретном исследуемом регионе регионе. Существующие в мировой науке исследования показали подобную укорененность с точки зрения производства или потребления (к примеру, пушнины, сахара, муки, алкоголя и пр.). Значительным достижением данного Проекта является вывод об укорененности рыночного и денежного обмена в других формах обмена — как в централизованной распределительной системе (наследие даннической экономики и патерналистическом государстве, а также в контексте корпоративной социальной ответственности), так и в местных конкретных формах экономики дара. Под последней в данном случае понимается не традиции дарообмена «среди» народов Сибири, а те многосторонние отношения, постороенные на даре, которые пронизывают и распределительные отношения с государством, и рыночные (кредитные) связи между торговцами и населением.

Покупка в долг здесь является тем актом, который локализуем в пространстве (в конкретной пространственной точке магазина, рынка, дома или чума: см. примеры в электронном ресурсе базе данных Проекта), но который при этом де­локализируется в виде «насыщенного описания» всей совокупности обязательств данного человека и сообщества.

Результаты данного Проекта помещают его на передней край мировой экономической антропологии и исследований постсоветскости. Важно, что карта описываемых обязательств и сделок возникает не только как результат исследования, как реальная топография сделок и маршрутов она существует и в социокультурном воображении и практиках исследуемых сообществ. Наша база данных содержит ряд примеров таких «пространственных воображений», как современных, так исторических и фольклорных (воображаемых).

Также, эти взаимоотношения и карты создают новые рыночные формы на уровне не просто торговых связей, а в форме «традиционного» брендинга территорий, который влияет на распределение государственных ресурсов, инвестиции в развитие рыночных отношений или, напротив, в форме защиты данных территорий от них как природоохранной зоны. Это выводит результаты данного Проекта в пространство как государственного распределения ресурсов, так и символического обмена не просто в Сибири, но и в России в целом.

Теги