1. Запись в дневнике, июнь 2016 г. город Чадан — административный центр Дзун-Хемчикского кожууна (района).
Торговля на местном рынке.
В час пик торгового дня на городском рынке г. Чадана пустые лавки или почти пустые: занято два — три места на все 20 местных рядов и это несмотря на то, что достаточно много людей. На мой вопрос: «где же все-таки продавцы»? Услышала длинный рассказ.
«...Нынче место на базаре дорого стоит. Раньше было бесплатно. Это киргизы виноваты, из-за них место стало платным. Теперь, киргизов нет, а плата осталась — невыгодно продавать на базаре. На базаре продают неудачники или чужие, нормальные люди не ищут покупателей, а знают, кто и сколько купит — все для них...».
Действительно, пройдя вдоль забора городского рынка, по слухам, и по объявлениям можно узнать все: у кого, что и за сколько можно купить товар. Объявления, как правило, на русском языке, но есть и на тувинском. Например, объявления такого содержания: «Мясо — Ленина, 3», «Галоши — Чурмет Дажи, 5» и т. д. Если найдешь булыжник каменной соли на газете у забора — значит Мерген привез соль, а за солью надо ехать прямо к нему домой. Если найдешь кусочек каменной извести — к Петровичу. В этом смысле базар — это место обмена информацией, а не товаром — своеобразный локальный интернет, доска объявлений — Браузер.
2. Запись в дневнике, октябрь 2008 года, г. Туран- административный центр Пий-Хемского кожууна.
Продажа угля. Со слов поставщика угля:
«...Бесполезно вести в этот поселок уголь, им весной «свои» уже развезли по ставке 10 тонн за 200 кг говядины. В конце октября, похолодает, и эти «свои» поедут к ним за мясом. К тому же, денег у них никогда не было. Чтобы стать «своим» надо научиться шерсть и шкуру «сбагривать» за Саяны, а оттуда технику, для них же».
3. Запись в дневнике, октябрь 2006 г. , Сутхольский кожуун.
Рассказ одного информанта — «обмен одной сигаретой».
«<...> После долгой поездки по непроходимым дорогам наконец-то подъехали к горной реке. Неожиданно выяснилось, что единственный мост через эту речку был смыт несколько дней тому назад бурными потоками горной реки. На месте разрушения уже работала бригада дорожных строителей. Наш водитель подошел к ним и выяснил, что, в принципе, трактором «Беларусь», который стоял неподалеку от места разрушения, нашу машину можно буксировкой перетащить на другой берег. Однако, главный строитель, по-видимому, их бригадир, категорически нам заявил, что не будет этим заниматься: «есть водка, нет водка — нет топла и все». Сопровождающий медленно пошел к строителям в сторону разрушенного моста. Через какое-то время загремел мотор:
— Завели-таки, нашли глоток солярки на дне бутылки. Чудики! — проговорил водитель. Так и есть, трактор медленно двинулся. Из кабины вышли двое: наш сопровождающий и тракторист:
— Будем переправляться, надо готовить машину, открой багажник, — крикнул сопровождающий водителю. В багажнике были мешки с сахаром и мукой, тракторист вытащил один мешок, оттащил к трактору и положил на крыло большого колеса и привязал. В это время, сопровождающий наполнял багажник машины булыжниками с размером в человеческую голову. Сопровождающий попросил всех нас быстро сесть в машину и поднять оба окна. При этом строго сказал, что надо заклеить двери и щели скотчем, чтобы вода не проникла, а сам сел за руль трактора:
— Главное не бояться, это нормально.
Нормально, так нормально. <...> Вот это норма у народа! Что было дальше описать словами невозможно! Когда лобовое стекло машины ушло в воду до половины, разум перестает воспринимать что-либо. В голове только одно: «Это нормально?!»... Переправились. Тракторист успешно переправился обратно, а мешок остался на траве.
— А что, мало одного мешка ему, да? — спросил водитель.
— Это сахар, сахар нельзя мочить, пропадет, а мука не боится воды, может чуток промокнуть, но в целом, мука не тонет в холодной воде, — ответил сопровождающий.
— Чем ты его уговорил, они же наотрез отказали мне? — спросил водитель.
— Одной сигаретой! Мы обменялись, — сказал сопровождающий, показывая сигарету водителю».
Оказалось, что сопровождающий рассказал строителям, что в соседнем поселке жил его родной дядя Ч., который умер 10 лет назад и подробно его описал. Внимательно выслушав рассказ, один из строителей (тракторист) просто выскочил с места, тут же нашлось все, завел трактор и поехали. Всю дорогу молчал, только когда переправил машину на другой берег, спокойно сказал:
— Твой дядя Ч, настоящий человек, бригадир механизаторов, мы все ему должны по жизни. Мы очень рады Вам помочь. Любые вопросы — Вы знаете, где нас найти».
4. Запись в дневнике, июль 2007 г., поселок Сагыг-Сеп — административный центр Каа-Хемского кожууна.
Рассказ одного информанта об обмене в период сенокоса «козы на косу».
«Человек меняет козу на косу и был готов в период сенокоса отдать две козы на косу. Все-таки договорились на одну. Второму нужна провизия (мясо) для заготовки сена.
— Да, я знаю, — продолжает информант, — что в городе на рынке мясная коза стоит примерно 5000 рублей, а коса в сезон — 600 рублей. Дорога туда и обратно — стоимость косы, а это почти 4000 рублей и 3 дня потерянного времени. А потерять солнечные дни — провалить сенокос, часы решают покос, надо молодняк кормить зимой?»